"Перестройка.… Когда это было? Кажется, совсем недавно и кажется, так давно. Какой энтузиазм тогда охватил всех советских людей. Как хотелось свежих перемен, как искренне люди верили, что вот, сейчас, ещё немного, ещё чуть чуть и всё волшебным образом изменится к лучшему. Помню 1987 год. Выступления по телевидению сияющего как медный таз Михаила Сергеевича в окружении восторженных людей.
- Ну, как, товарищи, нравится вам перестройка?
- Да, Михаил Сергеевич, здорово вы это придумали! Только с партократами надо бы, пожёстче, Михаил Сергеевич! Тормозят они нашу перестройку, сопротивляются переменам. Пожёстче, Михаил Сергеевич, пожёстче!
Какими мы все были дураками! Разве мог я себе представить, что пройдёт каких-то 3 года, я буду идти в институт с Нателлкой Шинаканян и она будет мне рассказывать по дороге, как всю её семью вывозили в бронетранспортере из Карабаха, из города Шуши. Я буду слушать Нателлку и представлять себе каково это. Ты сидишь в бронетранспортере, с вещами, которые впопыхах удалось схватить, а рядом сидит твой отец, мать, брат, сестра. Вас всех везут в неизвестном направлении. Везут из города, в котором прошло твоё детство, где каждый куст, каждое дерево такое знакомое и родное. И вот, бронетранспортер вдруг останавливается, и ты слышишь крики снаружи:
- Эй, солдаты, мы знаем, что у вас там армяне, отдайте их нам, отдайте и проезжайте, вас мы не тронем!
Кто эти люди там, на улице? Может быть, твои бывшие соседи, может быть, с кем-то из них ты учился в школе или ходил в детский сад? Или это их родители, с которыми твои родители ходили на родительское собрание, сдавали деньги на ремонт класса?
Отдадут или нет? Кто они эти солдаты? Откуда? Из какой-нибудь Свердловской или Воронежской области? Зачем они здесь? Ведь, это не их и война, а страны, на верность которой они присягали, уже почти нет. Зачем им рисковать? Отдадут? Не отдали."
Отсюда.
Хочу ли я побыть тем двадцатипятилетним лейтенантом, который был чуть старше своих
Буду ли я что-то про это рассказывать молодому человеку, когда он немного вырастет? Не думаю. Скорее всего нет. Да и зачем ему это? И кому вообще эти воспоминания нужны?
Мораль: Накатило. Старею, что ли?
UPD: Вспомнился мой же афоризм начала 1989: "Карабах - в переводе "Черный Сад". Значит в нем еще расцветут черные тюльпаны"