Случилось (в хорошем, не собачьем смысле этого слова) это в первые недели обучения на Горьковском Военно-Медицинском факультете. Мы тогда были, выражаясь богатым и образным гражданским языком вольнолюбивыми бывшими студентами, а, выражаясь скупым, но емким военным - чмошники чмошниками. В подтверждение определений на обоих языках необмятое хб на нас топорщилось и торчало во всех скромных и не очень местах.
Именно тогда мы и пристали во время перерыва на перекур к подполковнику м/с Махрову:
- Товарищ подполковник, а зачем мы в Афганистан влезли?
Только что вернувшийся со стажировки на должности начмеда 40-й армии (иногда на наших лекциях она еще стыдливо называлась "объект А сто") подполковник щелкнул блескучей японской зажигалкой (этот шик вернувшихся из-за речки...) выдохнул дым и прочел нам краткую лекцию:
- Первое - если там не будет нас, то рано или поздно там будут американцы; второе - скорее всего сформируется единый исламский фундаменталистский пояс от Средиземного моря до Пакистана включительно; третье - кто-то из этого пояса, скорее всего пакистанцы или саудиты, скоро получат ядерное оружие...
- Пропаганда.... - Подумали чмошники и, практически не скрываясь ухмыльнулись.
Мы тогда еще не знали, что стратегические прогнозы - это не то, что делается на год или два. И после этого разговора прошло немного больше времени. Спустя полтора года, когда в погоны на кителе были загнаны вставки, крабик на фураньке согнут (но в пределах разумного. мы же не дембеля), а шесть соплей добыты единым блоком (ага, попробуйте в те времена найти в Военторге блок из шести годичных нашивок, и тем не менее все находили, потому что пижоны) мы, под надзором все того же Махрова (молчавшего, но одобрительно улыбавшегося), применяя некоторые формулы (которым не учат педиатров и акушеров-гинекологов) посчитали, что количество безвозвратных потерь все в том же Афганистане на январь 1990 (десятилетие ввода) должно составить около 15 000 человек. Цифры опубликованы, сравнить с нашим результатом можно.
А еще через год некоторые из нас уже были доппельсольднерами.
Кстати, если кто-то хочет спросить о моем личном отношении - не скажу. Но кое-что напомню
Насколько я понимаю, уровень жизни-то в нонешней Центральной Азии будет пожиже, чем в когдатошней Ливии. Или Сирии.
Вместо морали: В 2008 году была издана книга хорошего писателя Г.Боброва "Эпоха мертворожденных". О военном конфликте на территории Донецкой и Луганской областей. Тогда это проходило по жанру "фантастика". Рекомендую нечитавшим.